Признаки расстройства аутистического спектра (РАС) у детей могут появляться достаточно рано, однако, заболевание и симптоматика носят индивидуальный характер.

Иногда ранние признаки аутизма можно спутать с так называемым "хорошим" поведением ребенка - он нетребователен, спокоен и независим. Существует ряд признаков, на которые необходимо обратить внимание

ДО 1 ГОДА:
  • комплекс оживления либо не появляется, либо носит своеобразный характер, ребенок реагирует эмоционально не на близких людей, например, маму, а на предмет, угол кроватки, собственную руку.
  • к 6 месяцам ребенок не проявляет очевидных эмоций, даже мама не вызывает у него смены эмоционального фона. Так же своеобразен тактильный контакт, ребенок его скорее избегает и может быть спокоен лёжа в кроватке и быть эмоционально возбуждённым и плакать на руках.
  • к 9 месяцам малыш не ищет визуальный контакт, может казаться, что он не смотрит в глаза, а взгляд мимо, "через". Не реагирует на своё имя, но в тоже время очень чувствителен к звукам, запахам, свету.
  • к году жизни отчётливо заметна задержка или отсутствие развития разговорной речи (лепет, имитация звуков),не сопровождающаяся попытками компенсировать ее другими формами общения, например, жестами.

ДО 2 ЛЕТ:

  • ребенок не указывает на объект, указательный жест "заменяется" рукой взрослого, жесты используются для указания на объект минимально.
  • не понимает простых, поэтапных инструкций.
  • малыш не использует разговорные навыки, нередко это похоже на своего рода регресс, до какого то момента он пытался проявлять вербальную активность и вдруг начинает терять словесные навыки, в речи появляются высокие звуки - "вокализации" либо эхолалии (повторение слов или звуков за взрослыми).
  • заметно социальное своеобразие - нет стремления к взаимодействию со сверстниками, ребенок может находиться рядом, но не включаться в совместную игру, не пускать никого в свое пространство.
  • проявление эмоций не всегда понятно окружающим и соответствует ситуации, ребенок может плакать или смеяться вне смыслового контекста.

С 3 ЛЕТ:

  • стереотипность действий, игры и поведения в целом Игра не имеет фантазийного развития либо имитации и насыщения ее "своим" сюжетом, например, ребенок катает машинку, выстраивает предметы в ряды либо пирамидки, прокручивает колеса и т.д. Часто игрушками не интересуется и может играть с водой (струйка воды пропускается сквозь пальцы) либо с другими предметами.
  • интересуется необычными предметами либо видами деятельности, например, если это машинки, то только определенной марки, если животные, то только одного вида и т.д. И проявляется очень выраженная привязанность к этому объекту, например, игрушка должна быть везде с ребенком. Иногда такую роль выполняют не игровые предметы, например, тапок, который ребенок везде носит с собой.
  • однотипные действия (включает и выключает свет, перелистывает страницы книги, не интересуясь при этом картинками).
  • проявляется избирательность в еде, одежде, например, продукты только определенного цвета или текстуры, часто пюреобразной пище отдается предпочтение. Сложно переходить в одежде с одного сезона на другой и более, чем у обычного ребенка выражена кинестетическая чувствительность (необходимо срезать ярлыки с одежды, не любят одежду с пуговицами, свитера с горлом и т.д.).
  • сверхчувствительность к звукам, запахам. Могут испытывать заметный страх при включении пылесоса, фена. Также это может касаться просто всего нового - маршрут дороги, магазин.
  • определенные страхи либо полное  бесстрашие (страхи обычно звуков, высоты). Либо ребенок не чувствует опасности, может провести рукой по открытому огню, выбежать на дорогу.
  • отсутствие потребности во взаимодействии со сверстниками становиться ещё более выраженным, ребенок может участвовать, например, в подвижных играх в саду и "бегать вместе", но не будет совместно играть, не пустит других в свое игровое поле.

 

Чем раньше родители обращаются к специалистам, тем скорее начинается работа с ребенком. Работа всегда комплексная и только в совокупности даёт результат.

Специалисты, работающие с детьми с РАС: психиатр, логопед, психолог, педагог в саду и школе, тьютер* - специалист, который является своего рода посредником между ребенком и окружающими) обычно взаимодополняют друг друга для более гармоничной интеграции ребенка в социум.

* (специалист в области образования, сопровождающий дошкольника, школьника или студента на пути индивидуального развития)

  

Особенности психо-физиологического развития и поведения у детей и подростков при аутизме  

 

Возраст

Нарушения развития

Расстройства поведения

Эмоциональные расстройства

Дети младшего среднего возраста  

(до 5 лет)

  • плохой аппетит;
  • не соответствие развитию данного возраста (умение ходить, улыбаться, сидеть, говорить, концентрировать внимание, умение пользоваться туалетом);
  • плохая моторика

              4 года – 18 лет  

 

  • чрезмерная активность, неспособность сидеть спокойно, чрезмерная болтливость или подвижность;
  • чрезмерная невнимательность, рассеянность, отвлекаемость от основного вида деятельности;
  • импульсивность (частое совершение необдуманных действий;
  • повторяющееся поведение, которое беспокоит других (воровство, частые истерики, драки, постоянное и серьезное непослушание)
  • чрезмерная плаксивость, застенчивость; застывание в одной позе;
  • снижение интереса к играм и общению с окружающими;
  • проблемы со сном и приемом пищи

Дети младшего школьного возраста  

(6-12 лет)

  • задержка в освоении навыков чтения и письма;
  • проблематичность в обслуживании себя (одевание, купание, чистка зубов…)
  • повторяющиеся, необъяснимые физические симптомы (например, боли в животе, тошнота, головная боль);
  • нежелание/отказ посещать школу;
  • чрезмерная застенчивость или изменения в поведении (например, бесконтрольное опорожнение) 

Подростки  

(13-18 лет)

  • плохая успеваемость в школе;
  • затруднения в понимании указаний;
  • трудности в общении, плохая адаптация к изменениям
  • частые необоснованные чувства страха, тревоги, легкая раздражительность, возбудимость, резкая смена настроения;
  • функциональные изменения (трудности с концентрацией внимания, плохая успеваемость в школе, частое желание оставаться наедине с собой)

Все возрастные группы

  • трудности в выполнении повседневных обязанностей, которые считаются нормальными для этой возрастной группы;
  • трудности взаимодействия в обществе и адаптации к изменениям социальной среды
  • снижение интереса или участия в деятельности;
  • стремление обратить на себя внимание;
  • изменение привычного режима «сон/бодрствование», пищевых привычек

 

Куда обращаться, если родители заподозрили у своего ребенка расстройство аутистического спектра? 

 

Помощь на уровне амбулаторного звена (врач-педиатр)
 
Врач-невролог.
Центр раннего вмешательства (психолог, логопед).
 
Диспансерное наблюдение с привлечением профильных специалистов (врач-психиатр детский)

Не бойтесь делиться своими подозрениями и наблюдениями с врачом. Он проведет суммарную комплексную оценку риска наличия признаков РАС с использованием современных методик.

В случае выявления признаков РАС, врач оформит необходимую медицинскую документацию и направит пациента к врачу-неврологу и/или центр раннего вмешательства по месту жительства.

 

На этом этапе будет оцениваться степень заболевания. Врач-невролог и/или психолог  подробно расскажут Вам о заболевании и лечении.

Будут даны рекомендации и, по необходимости, назначено медикаментозное лечение.

У специалистов можно узнать о дополнительных ресурсах по месту жительства для развития родительских навыков по уходу за детьми с нарушениями психического развития (реабилитационные центры, учреждения для обеспечения временного ухода для предоставления отдыха лицам, осуществляющий постоянный уход).

 

В случае отсутствия улучшения состояния, пациент направляется к детскому врачу-психиатру. На этом этапе будет пересмотрено лечение пациента, а также, рассмотрится вопрос о необходимости госпитализации пациента.

 

 

Материалы предоставлены МЗ Республики Беларусь
(письмо от 30.04.2023 №3-3-18/8986)